Журналисты обнаружили схему поступления в вузы в обход ВНО

  1. На первом месте - «Право» (более 2500 абитуриентов среди младших специалистов), на втором ㅡ «Учет и...
  2. Как решить проблему?
  3. Как мы считали

На первом месте - «Право» (более 2500 абитуриентов среди младших специалистов), на втором ㅡ «Учет и налогообложение» (2251 абитуриентов), на третьем ㅡ «Финансы, банковское дело и страхование» (2203 поступающих), на четвертом - «Менеджмент» (2093 абитуриентов), на пятом - правоведение (2044 абитуриентов). В ТОП-15 этого года попали педагогические специальности (дошкольное образование, начальное образование, среднее образование). А это значит, что через 2-3 года мы получим более 3 тысяч учителей и тысячи воспитателей, компетентность которых под большим вопросом.

Лидеры по набору «младших специалистов»

Лидеры по набору «младших специалистов»

10 вузов, которые набрали наибольшее количество студентов в обход ВНО

Как это работает

Мы увидели, что Национальный университет биоресурсов и природопользования является лидером по количеству поступающих среди младших специалистов. И решили посмотреть, что это за университет, и кто там учится. Этот вуз готовит специалистов преимущественно для агробизнеса.

Заведение большой, имеет 10 корпусов, светлые коридоры и современный ремонт. В его состав входят два института и 8 колледжей, которые расположены в Киевской, Черниговской, Тернопольской и Закарпатской областях.

Студенты, с которыми мы пообщались, говорят, что обучение им нравится, трудоустроиться нетрудно - а многие работают уже во время учебы, правда, не всегда по специальности. Студенты аграрных специальностей летом подрабатывают на сборе клубники в Европе.

Проректор университета, доктор экономических наук, профессор, академик Национальной академии аграрных наук Сергей Кваша говорит, что учебная программа колледжей, входящих в состав университета, адаптированная для продолжения учебы. По его мнению, высшее образование на базе профессиональной достаточно хорошей комбинацией. Ведь в колледжах студенты получают намного больше прагматических знаний, тогда как классическая университетское образование остается достаточно теоретизованою.

По поводу введения ВНО для младших специалистов он говорит, что это нецелесообразно. Объясняет - государство уже потратило определенные деньги на подготовку специалиста в колледже, но для поступления в университет ему надо вспоминать школьную программу по украинскому языку, биологии, математики и тому подобное. Логичным, по его мнению, может быть независимое комплексное опробование по специальным дисциплинам, которое позволит проверить уровень именно профессиональной подготовки и станет переходным звеном к университетскому образованию.

Позиция предсказуема, ведь благодаря «младшим специалистам» его вуз процветает.

Мы не можем утверждать, что все поступающие среди младших специалистов имеют целью обойти ВНО. Однако каждый год мы оплачиваем бюджетные места людям, знания которых ни разу не проверяли на независимом уровне.

Схема: «9 классов - колледж - обучение в университете по сокращенной программе» несет угрозу самой идеи внешнего независимого оценивания. По этому поводу подробно пишет в своей книге «Умники. Как воспитать успешную личность »американская журналистка Аманда Рипли, которая изучала системы школьного образования в разных странах. Она утверждает, что по данным международных тестов ученики страны, в которых для поступления в вузы нужно сдавать независимые тесты, более настойчивые и обладают лучшими знаниями, чем ученики тех стран, где таких тестов нет. Схема обхода ВНО расслабляет учеников, воспитывает в них лень и хитрость вместо целеустремленности и настойчивости.

Как решить проблему?

Новый закон об образовании предусматривает оценивание знаний после 9-го класса. И это могло бы частично снять проблему, потому что введение закона привязано к старту старшей профильной школы. Поэтому по действующему календарю реформы, это произойдет ориентировочно после 2026/2027 учебного года. И не факт, что введут полноценное ВНО, как сейчас для выпускников школ. Форму теста еще предстоит определить МОН.

Сегодня оценивать знания «младшего специалиста» точно должен не вуз, к которому тот вступает. Как это сделать - вопрос для обсуждения.

Возможно, вузов, которые по сути являются продолжениями ПТУ, стоит вообще закрыть. Так мы сэкономим средства, уменьшим количество бакалавров, которые потом идут работать продавцами, и стимулировать настойчивость учеников, которые хотят учиться в университетах ради знаний, а не диплома.

Также нам надо отходить от ситуации, когда высшее образование есть у каждого электричество. «Младшие специалисты» - полноценные специалисты, в основном прикладных специальностей, в которых так нуждается рынок труда. Государство должно стимулировать их оставались в профессии.

Конечно, те, кто планирует карьерно расти, должны иметь возможность бесплатно получить высшее образование. Но они должны доказать свои знания и настойчивость.

Инна Совсун считает, что подход к проверке знаний абитуриентов из числа «младших специалистов» должно быть дифференцированным. Если специальность приближена к академическим (экономика, право, бухгалтерия, менеджмент, банковское дело, педагогика, право), то они должны сдавать ВНО. Прежде всего потому, что дальнейшее обучение по этим специальностям требует качественной средне образования, которую призвано проверять ВНО. А еще - для обеспечения прозрачного вступления на эти специальности на уровень бакалавриата, ведь конкурсы на них очень высоки.

Для отдельных технических специальностей можно ввести общие профессиональные тесты. Но это возможно только для тех специальностей, по которым учится сравнительно большое количество студентов. Разработка же отдельных тестов для малого количества выпускников - будет непомерно дорогой.

Как мы считали

Мы использовали данные о зачисленных студентов в 2017 году. По закону, поступающий должен иметь как минимум три сертификата ВНО. Для творческих специальностей допускается два ВНО и творческий экзамен. Информационная система «Конкурс» (сайт vstup.info) содержит информацию о всех абитуриентов, включая информацию о составляющих конкурсного балла.

Поэтому абитуриентов, которые имели три или два ВНО, мы считали как таких, которые поступили по результатам ВНО. Тех, кто имел только 1 сертификат или не имел никакого, - мы относили к поступающим, не сдавали ВНО.

Младшие специалисты при поступлении в высшие учебные заведения ВНО не составляют. В базе vstup.info по таким поступающих есть указание «на основе ОКР" младший специалист "».

TEXTY

Как решить проблему?
Как решить проблему?